13.05.2012

Выставка национального костюма. Путешествуй, сидя в кресле


В 1937 году в этом здании был создан музей оброны Царицына имени Сталина. Здание почти не пострадало во время Великой Отечественной войны и вплоть до 1982 года музей так и назывался - музеем обороны. Затем его закрыли на реконструкцию, побелили, покрасили, реставрировали фасады и крышу и придали ему почти первозданный вид, как при Репниковых. С 1985 года музей стал филиалом музея-панорамы Сталинградская битва, который находится в трех остановках от вокзала. С 1995 года музей стал называться мемориально-историческим.

Когда-то, вплоть до 1961 года во дворе музея стоял памятник Сталину. Примечательно, что в течение одной ночи, сразу после развенчания культа личности вождя, памятник убрали, исчез бесследно... Умеют у нас "подтирать" исторические факты и переписывать историю заново... Сейчас на месте памятника Сталину возведен памятник герою Советского союза Константину Недорубову (1889-1978).
В музее всего пять небольших комнат (по музейным меркам). В одной из них и проходила выставка национального костюма. Фотографировать экспозиции можно только за дополнительную плату, при этом билеты за столь скромные выставки довольно высоки (50 рублей - вход в музей и 30 рублей - на выставку). Одно радует, что участникам и ветеранам войны вход в музей всегда бесплатный, а студентам и школьникам - скидки.
В первом же зале встретилась со своим родственником - Чаловым Василием Ивановичем, маминым дядей, героем Гражданской войны и участником обороны Царицына. Его копия фотографии висит на самом почетном месте. В его честь назвали моего троюродного брата. Правда, Василий-младший недавно ушел из жизни совсем молодым... Сердце...
Выставка национального костюма Зеркало истории Царицына выстроена весьма необычно.
Национальные платья подобраны в соответствии с ореалом проживания на территории Царицына (Сталинграда, Волгограда).
Русские, татары, украинцы, немцы и калмыки - обратите внимание на рукодельный план старого города и кукол в национальных костюмах, иллюстрирующих места проживания на карте Царицына.
Татарский костюм представлен нарядными свадебными платьями жениха и невесты в жизнерадостных ярких тонах. В каждом доме были четки: для богатых - из финиковых косточек - большой редкости, для бедных - из вишни, которой на территории Царицына всегда было много.
В каждой татарской семье был Коран
Украинские костюмы представлены подлинниками (все экземпляры на выставке подлинные, многим по 150-200 лет!) - мужской вышитой рубахой
женским платьем с множеством юбок
Русское платье царицынской горожанки потрясло мое воображение: оно было представлено юбкой-плиссе на толстой шерсти. Плиссе делали вручную, аккуратно закладывая складки и придавливая их горячими ржаными, только что испеченными, хлебами. Да, эта юбка, которой 150 лет, далека от совершенства - и складочки кое-где разошлись, и не такие острые стрелки, и не так они параллельны, как мы привыкли видеть в современных изделиях. Однако это плиссе держится уже 150 лет!!!!
На этой фотографии молодые царицинки едут на велосипедную прогулку. Такой была дореволюционная мода в городе.
Русский женский костюм
Кокетливо поднятая юбка - не для завлекалок: в те времена худую девушку никто не брал замуж. Считалось, что излишняя худоба - признак болезни, что такая женщина неспособна родить здоровое потомство. Потому женщины и девушки для дородности и пышности носили несколько нижних юбок, создавая объем на талии и бедрах.
Полюбуйтесь на ручные работы мастериц-рукодельниц того времени
Вот такие наряды носили модницы и модники в Царицыне 19 века.
Калмыки, дети степей, одевались в однотонные одежды... Мужчины позволяли себе праздничные красные кафтаны.
Немецкая коллекция на выставке была самой богатой. До сих пор в старой Сарепте, расположенной в южной части Волгограда, растет и развивается немецкая слобода. Видимо, потомки коренных немцев из Царицына с большой любовью хранили предметы быта и одежды своих предков. Известная немецкая аккуратность и педантичность сыграла в деле сохранения костюма непоследнюю роль.
Немки прятали волосы под кружева и чепцы и даже ночью не показывали волос своим мужьям...
Они сдавали вещи в стирку в полотняных мешках, вышитых вручную...
Плойки для завивки волос сначала нагревали над пламенем свечи и лишь затем вили кудри...
Весенний Волгоград приветствовал нас при выходе из музея шапками цветущих кустарников и перемешанным ароматом сирени, каштанов и акаций.
Послевкусие от выставки осталось очень приятным: свое наследие важно и нужно хранить, знать и изучать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий